Независимые эксперты
Дмитрий Малявкин
Руководитель направления веб-разработок и интернет статистики "Артон Консалтинг".
Филипп Гуров
Главный редактор РАСО (Российской Ассоциации по Связям с Общественностью).
Алексей Андреев
Главный редактор "Вебпланеты".
Прошли предварительную регистрацию
(Всего более 310 студий)
? кто ещеРейтинг TOP-50 ведущих студий Рунета 2006.
Рынок создания сайтов в Рунете существует уже около 10 лет, но при этом количество аналитической информации о нем катастрофически мало. При том, что названия компаний, занимающих лидирующие позиции на рынке, у всех на слуху, а персоналии данного рынка являются культовыми для Рунета, до сих пор не было ни одной адекватной попытки количественно оценить объем рынка, а также построить рейтинг ведущих студий.
Это обусловлено прежде всего тем, что рынок до сих пор непрозрачен, и на нем присутствует огромное количество мелких компаний. Что касается рейтинга студий — то тут неясен механизм, по каким критериям можно их ранжировать и кто эту оценку может провести.
Критерий построения рейтинга был взят самый простой и очевидный — доля компании, занимаемая ей на рынке (по годовому обороту компании). Эксперты, которые осуществили ранжирование — профессиональные участники нашего рынка.
Исследование
В рамках исследования более чем 400 действующим (более 5 завершенных проектов за последний год) веб-студиям Рунета было предложено принять участие в анкетировании.
В исследовании приняло участие около 50 профессиональных веб-студий, ответивших на вопросы анкеты.
Экспертам предложили назвать десять компаний-лидеров (по занимаемой доле рынка) по итогам 2005г., ранжируя их по 5-балльной системе. Все баллы, которые набрали компании, были просуммированы, в результате чего был выстроен единый рейтинг.
Необходимо понимать, что нижеприведенный рейтинг отражает усредненное мнение профессионального сообщества разработчиков сайтов и может не в полной мере отражать реальную ситуацию, сложившуюся на рынке.
Рейтинг 50 ведущих студий Рунета по итогам 2005г.
1 | Студия Артемия Лебедева | 175 | |
2 | Actis Systems | 132 | |
3 | Defa Gruppe | 99 | |
4 | РБК-Софт | 86 | |
5 | ADV/web-engineering | 71 | |
6 | DOT | 28 | |
7 | Текарт | 26 | |
8 | Креативная группа бolotov.ru | 25 | |
9 | Articul | 24 | |
10 | X-Project | 21 | |
11 | Город-Инфо | 20 | |
12 | Individ | 19 | |
13 | AIC | 19 | |
14 | Promo Interactive | 17 | |
15 | ADT | 17 | |
16 | Сема | 17 | |
17 | Artus | 14 | |
18 | TeleType | 14 | |
19 | 6 Этаж | 13 | |
20 | Traffic | 12 | |
21 | Metric | 11 | |
22 | ПРИОР | 11 | |
23 | Dominion | 10 | |
24 | Matik | 10 | |
25 | DesignPark | 9 | |
26 | IQB | 9 | |
27 | Quantum Art | 9 | |
28 | Realweb | 9 | |
29 | Null | 9 | |
30 | АИСТ/NetCat | 8 | |
31 | ТомСтудио | 8 | |
32 | Веб-Мастерская | 7 | |
33 | Molinos | 7 | |
34 | ArtStyle | 6 | |
35 | Atilekt | 6 | |
36 | ViPro | 6 | |
37 | Бюро Пирогова | 6 | |
38 | Два Солнца | 6 | |
39 | Интегрейт | 5 | |
40 | Аполог | 5 | |
41 | Armex | 4 | |
42 | Demis | 4 | |
43 | Ingate | 4 | |
44 | Web Лидер | 4 | |
46 | Zero | 4 | |
47 | Веб Петерлинк | 4 | |
48 | Calaber | 4 | |
49 | Ред График Системс | 4 | |
50 | ЮМИ Студия | 4 | |
Комментарии
Хорошо видно, что из всего списка студий можно выделить лидирующую пятерку компаний, отрыв которой от остальных компаний весьма значителен. Это Студия Лебедева, Actis Systems, Defa Gruppe, РБК-Софт и ADV/web-engineering. Состав пятерки вряд ли может вызвать удивление, имена этих компаний и их проектов находятся у всех на слуху.
Победа Студии Лебедева была прогнозируема и вряд ли может кого-то удивить, на данный момент «Артемий Лебедев» — самый раскрученный брэнд на рынке (дочерняя структура Студии Лебедева — компания Teletype также вошла в двадцатку лидеров, заняв 18 место). Однако стоит отметить, что отрыв Лебедева от ближайшего конкурента — Actis Systems не так уж и велик (175 и 132 баллов соответственно). Также любопытен факт, что компания Defa, которая позиционируется как креативное бюро, смогла обойти почти на 13 баллов РБК с его большим количеством технологичных проектов.
Полученный рейтинг хорошо иллюстрирует, что большинство экспертов ранжировало компании в основном не по оценке реальных оборотов, а скорее по их «раскрученности», количеству упоминаний в прессе и электронных СМИ и пр. Это хорошо объясняет, почему Defa с заведомо меньшими оборотами, чем у РБК смогла занять более высокое положение в рейтинге — за счет более ярких и запоминающихся проектов, а также более высокой PR-активности.
Большая часть экспертов, принявших участие в опросе не смогла назвать 10 студий лидеров, ограничившись упоминанием 5—6 компаний. Это показывает, насколько непрозрачен рынок и насколько даже его профессиональные участники, зачастую, не ориентируются в компаниях-конкурентах.
То, что основным критерием отбора была «узнаваемость брэнда», четко показывает и наличие в рейтинге на высоких позициях «компаний-памятников» ранее хорошо известных, но на данный момент практически прекративших свою активность или находящих в стагнации (Город-Инфо, АДТ и пр.).
Большинство из компаний первой двадцатки являются старожилами рынка и существуют более 8—9 лет. Практически все компании-лидеры начинали свой бизнес именно как разработчики сайтов, но в текущее время стараются диверсифицировать свой бизнес в смежных направлениях (разработка ПО, реклама, промышленный дизайн, SEO и пр.).
Среди сателлитов крупных медиа-холдингов можно выделить в рейтинге РБК (4 место) и частично АДТ (15 место). Единственный представитель крупных оффлайновых сетевых рекламных агентств — ПРИОР. ру (22 место).
Также «засветились» в рейтинге компании-разработчики коробочных CMS: Individ (ранее продукт Saitistika, теперь перешли на продукты компании Bitrix), Metric (Optimizer), Quantum Art (Q-Publishng), АИСТ (NetCat), Armex (ABO.CMS), Umi-studio (UMI.CMS).
Подавляющее большинство компании в рейтинге из Москвы. Первая немосковская команда в рейтинге — Traffic из Санкт-Петербурга (замыкает двадцатку лидеров). Отдельно хотелось бы отметить студию Dominion, относительно новую (с 2001 года) компанию из Самары, занимающую достойное 23 место (10 баллов).
Также в рейтинге мало новых компаний, которым трудно пробиться на вершину из-за малого количества работ в портфолио и отсутствия раскрученного имени (на что очень часто ориентируется заказчик). Из относительно новых студий в рейтинге (менее 5 лет на рынке) хотелось бы выделить Matik, IQB, Atilekt, бюро Пирогова, имеющие достаточно высокий уровень качества производимых работ.
Хотелось бы обратить внимание читателей, что нижняя половина рейтинга во многом не является показательной, поскольку количество баллов (4—7), набранное компаниями, слишком мало для того, чтобы делать какие-то выводы, и лежит в рамках погрешности.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что на рынке катастрофически не хватает аналитической информации, рынок остается непрозрачным и закрытым для взгляда внешних инвесторов. Руководителям студий зачастую приходится действовать «вслепую», исходя из неверных предпосылок и непроверенной информации.
Лидирующая пятерка
Дадим краткую справочную информацию о первой пятерке лидеров нашего рейтинга:
|
Art Lebedev Group |
Студия Артемия Лебедева — самое громкое имя на рынке. Артемий Лебедев известен всем как первопроходец веб-дизайна в России. Студия, бесспорно, обладает наиболее именитым коллективом дизайнеров в Рунете (Рома Воронежский, Олег Пащенко и пр.).
В портфолио компании за 11 лет существования находится более 400 проектов.
На данный момент Студия Лебедева имеет самые высокие цены на рынке и является во многом законодателем мод. Наравне с инновационными и уникальными проектами студия последние годы делает большое количество средних по качеству работ, но многие заказчики готовы доплачивать существенные надбавки за «имя», понимая, что один факт причастности студии к проекту серьезно увеличит его популярность.
Как и большинство компаний-лидеров, студия диверсифицриует свой бизнес, осваивая новые ниши (промышленный дизайн, графический дизайн и пр.).
Среди ключевых клиентов компании — Яндекс, Samsung, Альфа-Банк, IKEA.
|
Actis Systems |
Actis — один из крупнейших разработчиков на рынке. При том, что вокруг компании нет такого ореола «культовости», как у Студии Лебедева, по объему работ и количеству именитых заказчиков в портфолио она оказывает достойную конкуренцию любой студии на рынке.
Как и большинство лидеров, Actis пытается уйти от чистой разработки сайтов и диверсифицировать бизнес. Если Студия Лебедева уходит больше в области, связанные с дизайном, то Actis более тяготеет к рынку разработки ПО и системной интеграции. Компания активно продвигает свои решения и программные продукты (например, движок WebBuilder).
В портфолио компании за 9 лет существования находится более 500 проектов.
Среди ключевых клиентов компании — Canon, Билайн, Microsoft.
|
Defa Gruppe |
Defa изначально позиционировалась как креативное бюро, делая основной акцент в своих работах на свежесть идеи и оригинальность визуального ряда. Высокое качество дизайна и доступный ценовой диапазон сделали компанию идеальным подрядчиком для создании промо-сайтов. В последнее время Defa выделила ряд направлений деятельности в самостоятельные бизнес-единицы, среди которых направление TV-рекламы, мобильного контента и приложений, разработка дизайна одежды, дизайна интерьеров и пр.
В портфолио компании находится около 300 проектов.
Среди ключевых клиентов компании — General Motors, MTV, Konica Digital.
|
РБК-Софт |
РБК-Софт — единственная компания из пятерки, которая изначально входила в состав более крупного материнского медиа-холдинга РБК. Возможность обеспечить клиенту полный цикл услуг в области системной интеграции, наличие внутренних заказов и приток внешних клиентов (в том числе госзаказ) от материнской структуры существенно облегчили жизнь подразделению, занимающемуся разработкой сайтов. Это позволяет ему поддерживать на достаточно высоком уровне цены и иметь большой штат сотрудников (в РБК наиболее высокий уровень «текучки» среди компаний-лидеров).
Проекты РБК для сторонних клиентов отличает стабильное среднее качество («шедеврами» компания публику не балует, делая упор на технологичность) работы. Для клиентов, не являющихся ключевыми, компания часто предлагает стандартные технологические решения, не подразумевающие особой кастомизации под задачи клиента.
Среди ключевых клиентов компании — РОСБАНК, Рольф-Холдинг, Евросеть.
|
ADV/web-engineering |
ADV — единственная компания из пятерки лидеров, которая, по-прежнему, занимается разработкой сайтов в чистом виде, практически не диверсифицируя свой бизнес. ADV позиционируется на рынке как «дорогой бутик» проектов. Это означает эксклюзивность производимого продукта и жесткий контроль над качеством работ. Основной упор при создании проектов компания делает скорее на визуальную составляющую. Компания работает в достаточно высокой ценовой категории, компенсируя стоимость и приличные сроки разработки высоким качеством работ.
Компания производит относительно небольшое количество работ — около 100 за 9 лет существования компании.
Среди ключевых клиентов компании — Panasonic, корпорация ЭКОНИКА, СП Бизнес Кар.